Несбывшееся
Мало кто знает, что перед зданием Жигулёвской ГЭС планировалось воздвигнуть 12-метровый (не считая постамента) памятник Ленину. В принципе, о планах увековечить Ильича в этом месте многие слышали. «Здесь будет воздвигнут памятник основателю Коммунистической партии и Советского государства, великому вождю трудящихся Владимиру Ильичу Ленину» - понадеялись когда-то строители гидроузла, устанавливая мемориальную доску на месте «будущего» монумента.
«Было это 22 апреля 1960 года. Владимиру Ильичу исполнилось 90 лет, и в этот день у горы Могутовой люди закладывали ему памятник», - писали тогда в местных газетах.
Двенадцать метров
Говорят, мысль о том, что на гидроузле в Жигулях, получившем имя вождя, нужен соответствующий памятник, была высказана ещё 10 августа 1958 года на митинге по случаю официальной приёмки Куйбышевской ГЭС с участием Никиты Хрущёва. В полном соответствии с веяниями времени. После ХХ съезда КПСС (февраль 1956-го), осудившего культ личности Сталина, под предлогом «возвращения к истокам» памятники «самому человечному человеку» сменили бесчисленные изваяния развенчанного тирана. Где-то типовые, а в особых случаях - авторской работы.
Мой отец, приехавший в 1961 году по распределению на Ставропольский завод ртутных выпрямителей, рассказывал, что экскурсантам на ГЭС предлагалось внести скромный вклад - кажется, две копейки - на сооружение памятника Ленину. Пожертвовал и он. Куда делись народные средства, неизвестно, но памятник так и не появился, хотя на подготовку к этому событию потрачено немало денег и бумаги.
26 июня 1968 года во исполнение воли трудящихся министр энергетики и электрификации СССР подписал приказ № 142 «О сооружении памятника В.И. Ленину у здания Волжской ГЭС им. В.И. Ленина». А в начале следующего года тольяттинцы и жигулёвцы узнали из местной прессы, что уже готов эскизный проект монумента.
«Волжская ГЭС, созданная руками строителей Куйбышевгидростроя, носит имя В.И. Ленина. А вот скульптуры вождя там ещё нет. Но уже ведётся большая работа по созданию такого монумента. Эскизный проект его выполнен президентом Академии художеств СССР скульптором Николаем Васильевичем Томским. Бронзовую фигуру вождя изготовит Ленинградский завод Художественного фонда РСФСР «Монументскульптура» к концу 1969 года. Автор проекта архитектурного оформления памятника - главный архитектор Министерства энергетики и электрификации СССР Рафаил Аршакович Якубов, один из проектантов ГЭС имени В.И. Ленина.
К столетию со дня рождения В.И. Ленина возле здания ГЭС на гранитном постаменте встанет 12-метровая бронзовая фигура Ильича», - без тени сомнения заявила газета «За коммунизм» 4 января 1969 года.
А 12 июля того же, 1969-го читателю вновь дали понять: это не шутки, разве можно шутить на такую чувствительную тему? «Проект памятника Ильичу на Волжской ГЭС имени В.И. Ленина готов, - пишет газета, сообщая, что 10 июля Томский приехал в Куйбышев для обсуждения с местной общественностью созданного им проекта памятника. - Вся творческая жизнь его посвящена созданию скульптурных портретов Владимира Ильича Ленина. Памятники В.И. Ленину, созданные Н.В. Томским, установлены в Воронеже, Орле, Саранске. Готовясь к столетию со дня рождения Ильича, Н.В. Томский в содружестве с другими скульпторами разработал проект памятника вождю в Москве».
Творение народа
Сегодня трудно определить, к какому из московских Лениных приложил руку выдающийся архитектор (впрочем, лениниана его и без того обширна: памятники вождю мирового пролетариата работы Николая Томского есть и в Берлине, и даже в Калькутте). А вот напротив здания Волжской ГЭС имени Ленина его творение так и не появилось (и заметим, ничьё другое). Что помешало? Возможно, как и во многих других случаях в те басенные времена, плановая экономика «взяла под козырёк» от окрика какого-нибудь кремлёвского «эксперта». Но не будем гадать. Думаю, даже хорошо, что двенадцатиметровый памятник не появился. Редкий случай, когда могу - правда, не безоговорочно - согласиться с автором публикации в главной газете страны «Правда» (19 сентября 1957 г.) - куйбышевским прозаиком Степаном Кузменко. «Есть такие творения народного труда, которые способны сказать больше, чем самый великолепный памятник... К ряду выдающихся творений народного гения будет отнесена и Куйбышевская гидроэлектростанция на Волге», - писал он в те дни, когда строители начали готовить гидростанцию к официальной приёмке.
Ласковый взгляд со скалы
Не реализован ещё один проект из жигулёвской ленинианы - 80-метровый портрет вождя на склоне Молодецкого кургана. Наскальный ленинский лик на Молодецком в середине1960-х годов мог «украсить» и без того изуродованный карьерными разработками облик Жигулей. А заодно «принять эстафету» изображения Сталина на горе Могутовой, которое просуществовало два десятилетия и к тому времени уже исчезло. Скалу с «отцом народов» взорвали при постройке дороги вдоль Волги уже во времена строительства Куйбышевской ГЭС. (Когда точно это случилось - неизвестно. Но, по одной из версий, которую сообщил мне известный краевед Юрий Рощевский, сам Сталин этим наивным любительским портретом был очень недоволен).
Судя по публикациям, над монументальным произведением, которое, в случае воплощения, было бы отчётливо видно и с судов, бороздящих рукотворное Жигулёвское море, и с левого берега, работал малоизвестный московский художник - судя по всему, бывший вольный или невольный строитель Куйбышевской гидростанции Игорь Сапфиров. Согласно публикации всё в той же газете «За коммунизм» (от 21 июля 1965 года), изобразить Ильича на склоне кургана он мечтал целых пятнадцать лет.
«Теперь это уже не мечта, а самая настоящая быль, - пишет корреспондент, побывавший «в мастерской под открытым небом». - Второе лето на утёсе ведутся подготовительные работы. В прошлом году коллектив Куйбышевского участка Волжского спецуправления треста «Гидроспецстрой» проложил дороги к кургану. Чтобы утёс был доступен не только людям, но и технике, понадобилось вынуть шесть тысяч кубометров горных пород. Перезимовал утёс, и снова понёсся над морем весёлый стрекот компрессора. Люди работают на высоте 180 метров над морем...»
Если резюмировать, порядком сократив сей восторженный эпос, - люди, которых бы сегодня назвали промышленными альпинистами, в полном снаряжении нарезали уступы на отвесной стене. Задействованы были и взрывники. «Портрет будет создан в этом году, а чтобы он жил в веках... известняк пропитают водоотталкивающими соединениями». Художнику и журналисту уже представлялось: «Через 100 дней на наш город с 80-метрового портрета будут смотреть прозорливые с прищуром и удивительно ласковые глаза Ильича... »
И эта история закончилась ничем. Правда, судя по публикациям, сюжет о работе монументалиста на Молодецком успел попасть даже в июльский номер киножурнала «Поволжье». Над этим проектом, который был призван увековечить «громадьё» простых советских буден, работала съёмочная группа Куйбышевской студии кинохроники под руководством Николая Киселёва. Выдающийся кинодокументалист, фронтовой оператор, работавший ещё в поверженном Берлине и на Потсдамской конференции, к слову, снимал и портрет Сталина на Могутовой - а Ленин на Молодецком чем не тема?